История каски

Каска — защитный шлем военнослужащих, а также защитный головной убор у других категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтеры, строители, спелеологи, спасатели, парашютисты и т. д.).

Как все начиналось

Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В русской армии каска появилась в XVI веке. В начале XIX века каски были головным убором русских драгун и кирасир, т.е. в кавалерии, сражавшейся преимущественно холодным оружием, где каска сохраняла некоторую ценность: защищала голову от рубящего удара сверху (именно поэтому каски того периода имеют вытянутую вверх форму — такую сложнее прорубить). Исторически каска явилась этапом в развитии защитного шлема. Свое название она получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.

С началом Первой Мировой войны стальной шлем возрождается. Окопная война привела к тому, что голова солдата стала основной мишенью — если тело и укрыто окопом, то голову высовывать все равно приходится. Понятно, что от винтовочной пули каска не спасает. Были попытки усилить каски и сделать их пуленепробиваемыми. Однако выяснилось, что удар пули по каске (даже без её пробития) ломает солдату шейные позвонки. Таким образом, каска в основном предохраняет от осколков, шрапнели, пуль на излете, а также от различных твердых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов. Примечательно, что каски того периода своей формой демонстрируют «противошрапнельное» назначение.

Так, у английской каски, похожей на шляпу, имеются развитые поля. Каска мало защищает голову от удара спереди (слишком неглубоко она надевается), зато широкие поля прикрывают от удара сверху (то есть от шрапнели).

Англичане подсчитали, что их каски снизили потери убитыми на 12 %, а ранеными — на 28 %. Доля ранений головы в общем числе ранений снизилась с 25 % до 3 %. Аналогичные результаты получили французы со своей «каской Адриана». В отличие от английской, французская каска собиралась из трех частей: колпака, юбки и гребня.

В 1915 г. русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении касок в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1000000 касок для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.

Немцы сначала игнорировали каски, полагаясь на «Пикельхельм» — знаменитый немецкий островерхий шлем. Однако, когда они поняли всю важность вопроса, то не только провели самые тщательные исследования в этой области (в т. ч. эксперименты с пуленепробиваемой каской), но отправили на фронт даже старые драгунские каски, усилив их стальными пластинами.

В 1915 г. немцы изготовили значительное число касок самых разнообразных форм, отстреляли их на полигоне и составили технические требования по их форме, толщине металла и весу. В результате к началу 1916 года они разработали новую каску, надолго ставшую новым символом немецкого солдата. Ее форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Эта каска без особых изменений прослужила вплоть до 1945 года. Сегодня она все ещё стоит на вооружении ряда стран. Современная американская каска PASGT почти полностью повторяет формы немецкой каски образца 1916 г.

Российская армия стала получать каски отечественного производства только к концу 1916 г. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свою каску цельной, а не сборной из трех частей. Металл на каске стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной обр. 1916 г.» каска стала к ноябрю поступать в войска. Революционные события начала 1917 года сорвали план производства касок. Небольшое количество поступивших шлемов выдавалось в основном в ударные батальоны. Так, их получил Ударный отряд штаба 8-й армии (позднее Корниловский ударный отряд, а с августа 1917 — Корниловский ударный полк).

В СССР к теме касок обратились в начале 30-х годов прошлого века. Однако первоначально немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии). А в 1934 году было дано задание на разработку каски нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой.

Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение Красной Армии под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.». В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 г. «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану. Они прослужили пожарным как минимум до 50-х годов. Впоследствии выяснилось, что большие поля новой каски создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что каску сдувало набок. К тому же каска была слишком тяжела, хотя особой пулестойкостью не отличалась.

altВ 1940 г. была принята на вооружение каска нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. По сути она используется Российской Армией до сих пор.

Внутри каски к нижней части по окружности заклепками крепится кожаная деталь, называемая тулейкой. Эта деталь прорезями разделяется на лепестки, которые в верхней части соединяются шнурком. Это устройство обеспечивает ровную посадку шлема на голове, исключает контакт головы с металлом и является упругим элементом, демпфирующим силу ударов осколков и камней по каске. В некоторых образцах касок для большей комфортности и мягкости к лепесткам могут крепится плоские мягкие кожаные подушечки.

В Германии с приходом Гитлера к власти каскам также уделили достаточно внимания. Однако шлем обр. 1916 г. оказался столь совершенен, что изменить в нем оказалось что-либо трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Было признано, что в этих отверстиях нет надобности. Новый шлем получил наименование «Helm ausf. 36».

Каски как в СССР, так и в Германии обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В СССР использовался темно-зеленый, хотя такой цвет считается демаскирующим. В Германии каски окрашиваются в темный серовато-зеленый цвет. В Российской Красной армии на каску не наносилось никаких знаков, в том числе и часто встречающихся в кино красных звезд. Немцы в начальный период войны на касках имели справа наносимый краской по трафарету щиток цветов государственного флага, слева — щиток с имперским орлом. В войсках СС справа был щиток с рунами СС, слева — свастика на красном фоне. В Люфтваффе и флоте имелась собственная символика. В войсках союзников Германии на касках была своя символика, но с правой стороны обязательно следовало иметь щиток немецкого типа с цветами национального флага. Уже к середине войны все эти знаки с касок постепенно исчезают как демаскирующие признаки.

Французская и английская армии во Вторую Мировую войну воевали в касках времен Первой мировой. Американцы также первоначально использовали каски английского образца, однако к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы. У американцев и тогда, и сейчас принято на каске наносить знаки отличий.

Итальянская каска напоминает «Шлем стальной обр. 1940 г.», но имеет выступ, покрывающий вентиляционное отверстие.

В настоящее время в некоторых странах каски изготавливаются не из металла, а из кевлара и других синтетических материалов (например, шлем PASGT, США).